Иван да марья цветок

Цветок иван-да-марья: свойства и применение

Иван-да-марья – растение, распространенное в европейской части России и в западной Сибири. Оно с древности овеяно легендами и поверьями, в значительной мере из-за своей контрастной окраски с ярко-желтыми цветами и иссиня-фиолетовыми листьями.

Восточные славяне верили, что в этом цветке объединены земное и небесное: цветок может соединить людей с богами. В день празднования Ивана Купалы его срывали, и он становился символом сакрального брака между мужчиной и женщиной. Желтый цвет – жениха, а синий – невесты.

Этот цветок – трава силы. Считается, что он может помочь достичь гармонии инь и ян, привнести то, чего человеку не хватает, – полного земного счастья.

Описание и использование растения

Внешний вид

Цветок иван-да-марья – травянистое однолетнее растение. Его можно встретить на лугах, лесных полянах, около кустарников, на опушке леса, вблизи болот. Ботаническое обозначение – Melampyrum nemorosum L. В народе имеет разные наименования: марьянник дубравный, брат и сестра, медунка, желтяница, огнецвет, желтушка, иванова трава, луговой звонец…

Стебель достигает высоты 15-50 см. На его корне имеются присоски, которыми оно прикрепляется к корням соседних растений и питается от них соком. Цветок является полупаразитом. Стебель марьянника дубравного прямой, покрытый белесыми волосками. Все цветки по одному расположены на цветоножках и развернуты в одну сторону. Около каждого желтого цветка находится лист синего или фиолетового цвета.

Плод растения – это коробочка яйцевидной формы, похожая на зерно пшеницы. Эти семена разносят муравьи, перетаскивая их по земле. Поэтому густые заросли этой травы часто находятся вдоль муравьиных троп в лесу.

Это растение является прекрасным медоносом, но ядовито. Наземная его часть содержит алкалоиды и гликозиды. Наиболее опасны семена. Лекарственные формы из него необходимо принимать осторожно.

Сегодня современная фармакология занимается более глубоким изучением растения.

Применение в лечебной практике

Трава иван-да-марья издавна широко используется в народной медицине. Применяется в виде примочек, отваров, настоев и ванн при лечении:

  • кожных заболеваний
  • невралгии
  • гипертонии
  • головокружения
  • болезней сердца
  • заболеваний ЖКТ.

Марьянник дубравный оказывает ранозаживляющее, противовоспалительное, инсектицидное действие. Используются плоды с семенами и наземная часть растения.

С успехом травой лечат:

  • эпилепсию
  • депрессии
  • чесотку
  • диатез
  • туберкулез кожи
  • ревматизм.

Определенных противопоказаний нет. Не рекомендуется беременным и людям, склонным к аллергии. Сбор травы происходит в период цветения, который продолжается с мая по сентябрь. Сушку выполняют в помещении, которое хорошо проветривается. Сухое сырье хранят десять месяцев.

Настой цветка используют как эффективное средство для ванн и обмываний. Для этого обычно 3 ст. ложки сухой травы заливают 1 л кипятка и настаивают два часа, затем процеживают.

Настой цветка для лечения гипертонии, болезней сердца, желудка и невралгии приготавливают из 1 ст. ложки травы, залитой 1 стаканом кипятка. Через полчаса процеживают и принимают 2 раза в день по ½ стакана.

Наружно применяют порошок из измельченной травы для заживления ран.

Отвар плодов растения используют для борьбы с вредными насекомыми.

Однако надо помнить о том, что растение очень ядовито, и соблюдать меры предосторожности.

Магические свойства цветка

Считается, что это растение обладает магическими свойствами. В прошлом траву срывали в день летнего солнцестояния и держали ее при себе как средство защиты: бытовало поверье, что цветок убережет от погони и опасных людей. Для защиты от воров, злых духов цветы иван-да-марья помещали в углы дома.

Свежим соком из цветка поили людей, потерявших слух или рассудок. Считалось, что наличие этой травы в доме не допускало ссор и разногласий между супругами.

И в наше просвещенное время люди верят, что для того, чтобы обрести красоту и благополучие, надо на Ивана Купала попариться в бане с веником из травы иван-да-марья.

Легенды

Цветок иван-да-марья в народе всегда считался символом верности и любви. Существует много вариантов легенд о происхождении названия этого цветка. Самая распространенная из них – о Купале и Костроме. Легенда поведала о том, что однажды в день летнего солнцестояния бог домашнего очага Семарг увидел на берегу реки Ра (Волга) богиню ночи Купальницу и влюбился. Родились у них дети: сын Купала и дочка Кострома.

Случилось так, что гуси-лебеди украли Купалу и унесли за тридевять земель. Много лет пронеслось с тех пор. Как-то раз прекрасная Кострома гуляла на берегу реки, заплела венок и надела на голову. Говорила подружкам, что никогда никто не сорвет венок с ее головы (т. е. она никогда не выйдет замуж). Боги рассердились на нее за эти слова. Унесло ветром венок с ее головы. Упал венок в реку. В то время проплывал мимо на лодке Купала и подобрал венок. По обычаю должны были они пожениться. Только после свадьбы они узнали, что являются братом и сестрой, но успели уже полюбить друг друга. Тогда, чтобы не расставаться, они решили утопиться. Боги смилостивились над ними и обратили их в растение иван-да-марья. С тех пор они всегда вместе.

Трава иван-да-марья на даче

Марьянник дубравный – дикая трава, но своей яркой окраской привлекает ландшафтных дизайнеров. С их помощью некоторые садоводы создают на дачном участке небольшие поляны из этих цветов, а также красивые бордюры на клумбах или украшают альпийские горки. Это придает саду живописный вид и добавляет уникальности. Но существует опасность, что эти цветы из-за своих паразитических свойств и быстрого распространения могут навредить остальным посадкам на дачном участке.

В настоящее время цветок марьянника дубравного, так красиво названный народом и овеянный легендами наших предков, наибольшее применение находит только в народной медицине.

Иван да марья – цветок легенда и целитель

Иван да Марья – так называют несколько видов растений. Чаще всего оно относится к марьяннику дубравному, у которого есть еще и другие названия:

  1. двуцветник,
  2. иванец,
  3. брат с сестрой,
  4. медунка,
  5. липняк,
  6. золотушная трава,
  7. желтушка,
  8. иванова или меткая трава.

Мужское и женское имя в народе давали растениям, которые цветут разноцветной или отличной по форме парой соцветий. К ним относится шалфей луговой, барвинок, живучка женевская, фиалка трехцветная, кампанула.

Иван да Марья

Красочное название цветку дали за контрастное сочетание желтого венчика цветка с фиолетовым прицветником. Такое необычное явление связывают с легендой о трагической любви юноши и красавицы. Иван ассоциируется с желтым цветом, а Марья с фиолетовым. Цветок предки наделяли магическими свойствами и держали в доме в качестве оберега супружеского счастья и защиты от злых сил.

Иван да Марья входит в состав венка для гадания на Ивана Купалу. Союз желтого и синего цвета считается соединением стихий воды и огня. По поверьям, цветок способствует установлению союза между человеком и богами, небесным и земным. Цветок дает вечное счастье, гармонизируя стихии инь и янь.

Траву, собранную в Купальскую ночь, связывали в веники и отправлялись париться в баню, чтобы обрести здоровье и благополучие.

Название

Иван да Марья или марьянник дубравный (Melampyrum nemorosum) относится к травянистым однолетникам. У него прямой, разветвленный стебель 15-60 см в высоту с опушением из белых ворсинок. Супротивные листья зеленого цвета сердцевидные у основания с заострением к краю. Корень тонкий и неразвитый, поэтому цветок без усилий выдергивается из земли.

Читать еще:  Агератум многолетник или однолетник

Описание

Марьянник привлекает внимание эффектной, двуцветной окраской кистей, в чем не сложно убедиться по фотографии.

Цветки на коротких цветоножках сочного желтого цвета собраны в верхушечные соцветия, похожие на колосовидную, однобокую кисть. Их украшают зубчатые, яйцевидные прицветники фиолетового цвета в верхней части и зеленые у основания. Окраска прицветника может быть малиновой, ярко-лиловой или синей. Цветочная чашечка напоминает вытянутый колокольчик. Формируются соцветия в пазухах верхушечной листвы.

Период цветения длится с мая по сентябрь. Завершается формированием маленького яйцевидного плода. Коробочка содержит продолговатые, трехгранные семена темно-бурого цвета. После опадания семена успевают прорасти, и в октябре уже формируется корневая система, которая позволяет перезимовать под опавшими листьями. После таяния снега развитие продолжается.

Марьянник дубравный

Особенности растения

Небольшие цветки обильно выделяют нектар, привлекающий пчел, а плоды служат пищей для лесных обитателей.

Интересно, что благодаря ароматным маслам на семенах их полюбили муравьи и активно перемещают по своим тропам, где весной вырастают густые заросли. Таким образом цветок Иван да Марья (фото) распространяется на новых территориях.

Марьянник дубравный считается полупаразитом. Его корневая система образует присоски, которые крепятся к корневищам соседних растений и подпитываются их соком. Успешно паразитирует на ели, орешнике, иве, ольхе, медунице и пастушьей сумке. Когда питающее растение ослабляется, то гибнет вместе с ним.

Цветок распространен в лесах и лесостепи. Встречается на лесных опушках лиственного типа, в рощицах, среди кустарников, на влажных лугах и склонах оврагов. Выбирает для роста тенистые места, где образует густую поросль.

Распространенные виды

В род марьянник входит 13 видов растений. Из них в условиях средней полосы растут:

  • марьянник дубравный
  • марьянник полевой
  • луговой
  • лесной
  • марьянник разрезной

Полезные свойства

Марьянник дубравный – ядовитое растение, требующее осторожного обращения. Тем не менее, давно применяется в траволечении как средство, оказывающее седативное, ранозаживляющее, противосудорожное и противовоспалительное воздействие.

Цветы Иван да Марья используют при сердечных заболеваниях и проблемах с пищеварением, при ревматизме, гипертонии, невралгиях и эпилепсиях. Целебные ванны готовят при кожных болезнях, таких как экзема, чесотка, сыпь, диатез. Чай из марьянника пьют при золотухе.

Лекарственным сырьем являются стебли, листья, цветки и даже семенные коробочки. Наземную часть заготавливают во время цветения.

Когда-то отвар из плодов марьянника использовали для окрашивания тканей в желтый цвет и как инсектицид против насекомых.

Марьянник полевой

Домашний цветок Иван да Марья

Комнатной разновидностью Ивана да Марьи является бегония клубневая, которая существенно отличается от дикорастущего вида. Внешне она похожа на кустик с округлыми у основания листьями, вытянутыми в одну сторону. Контур листка с мелкими зубчиками. Цветок выбрасывает два типа бутонов. Одни махровые, похожие на бутоны красных роз, а другие обычные, из 5 лепестков.

Луговой

Клубни бегонии для посадки должны быть без повреждений и признаков гнили. На проращивание их выставляют в феврале. Контейнер заполняют рыхлым субстратом с добавлением торфа. Клубни выкладывают на влажную поверхность и не присыпают. Держат в светлом и теплом месте. Грунт добавляют, когда ростки достигнут 6-8 см. Цветение наступает в июне и длится до осени. Полив умеренный, по краю горшка. Рекомендованы органические и минеральные подкормки.

Многолетний комнатный цветок размножается семенами и черенками.

Выращивание в саду

При выращивании Иван да Марьи на садовом участке, в декоративных целях либо на лекарственное сырье, начинают с подготовки почвы. Она должна быть рыхлой и влажной. Под предварительную перекопку вносят подкормку из коровяка.

Закладку семян проводят в зиму, чтобы весной получить ранние всходы и майское цветение. Следует учитывать, что у марьянника низкая всхожесть семян и весной посевы придется обновить. Крупные семечки вдавливают в почву или присыпают тонким слоем земли. Для развития и яркого цветения цветку необходима влажная среда.

Участок выбирают в полутени, чтобы солнечные лучи смогли придать яркости соцветиям. Подкормки Иван да Марье не требуются. Цветок самостоятельно добывает питательные вещества от других растений или синтезирует.

Выращивание марьянника дубравного на садовых участках не получило распространения по той причине, что растение полупаразит. Иногда его высаживают в садах в натуральном стиле в качестве бордюрного растения либо оформляют композиции с камнями и декоративными корягами в сочетании с небольшими растениями.

Посмотрите также видео по теме:

Иван-да-марья: легенды о цветке и его полезные свойства

Часто название иван-да-марья используется по отношению к нескольким разным видам растений. Зачастую так называют и шалфей луговой, и фиалку трёхцветную, и живучку женевскую, и барвинок, но более известное растение – марьянник дубравный. Его другие названия – иванец, двуцветник или брат с сестрой.

Это растение относится к семейству заразиховых и считается однолетним. Цветок иван-да-марья – медоносное и декоративное растение, но в то же время и ядовитое. Несмотря на это, оно широко применяется в народной медицине.

Описание травы и ареал произрастания

Цветок иван-да-марья – растение-полупаразит с прямым и ветвистым стеблем, высота которого составляет 15–60 см. Любит паразитировать на ели, ольхе, иве, орешнике, но также на травянистых растениях. Весь стебель усеян волосками белого цвета, обращёнными вниз. Листья ланцетно-заострённые, супротивные, яйцевидные, сердцевидные, суженные в маленький черешок.

Соцветье – верхушечное, кисть — колосовидная с редким цветом. Прицветники сердцевидно-яйцевидные, супротивные, заострённые с зубчиками, вдоль жилок и у основания слегка опушённые. У нижней части соцветия прицветники зелёного цвета, у основания средней части – фиолетово-синего, у верхнего – фиолетового окраса.

Чашечка, как правило, трубчатая с заострёнными зубчатками. Цветки у растения неправильной формы, цветоножки небольшие, обращены в одну сторону и опушённые. Венчик жёлтый, двугубый, с нижней губой и красноватой трубочкой. Цветёт с мая по сентябрь. Предпочитает произрастать в дубравах, на опушках и полях, в болотистых лугах и среди кустарников.

Трава иван-да-марья обширно распространена на европейской территории. Главные места произрастания – лесная и лесостепная зона в европейской части России. Но также растение можно повстречать на Кавказе и в Сибири, Украине. Лучшие условия для роста растения – торфяные и сырые луга, меловые склоны и лиственные леса.

Род марьянник насчитывает 35 видов. Для России наиболее характерным видом является иван-да-марья (марьянник дубравный), марьянник луговой, полевой и разрезной.

Читать еще:  Ампельное растение это

Галерея: цветок иван-да-марья (25 фото)

Легенды о цветке

Природа одарила растение иван-да-марья очень яркой и контрастной окраской, поэтому вокруг него ходит так много разных легенд и сказаний.

Каждая народность рассказывает свою легенду появления цветка, но в каждой истории существовали влюблённые, которые, несмотря ни на что, хотели быть вместе. Так этот яркий цветок стал символом верности и любви. Ещё с древних времён считалось, что синий – это мужской цвет, а жёлтый – женский. Но также неудивительно, что в названии используются самые распространённые русские имена – Иван и Марья. Именно они могли символизировать любую влюблённую пару. Две самые распространённые легенды:

  • Первая повествует о двух влюблённых, которых звали Марья и Иван. Однажды пара пошла в лес по грибы. И вдруг неожиданно над ними сгустились тучи, пошёл дождь, усилился ветер, засверкала молния. Девушка очень испугалась, тогда Иван укрыл её собой. После того как непогода ушла, влюблённые пошли домой. Через некоторое время на месте, где парень укрыл свою возлюбленную, вырос жёлтый цветок, а над ним красиво склонился листочек фиолетового цвета. Именно этот листочек защищает хрупкий цветок, как Иван свою Марью.
  • Существует ещё не менее интересная легенда о цветке. Так, в некотором лесу одиноко проживал леший, у которого не было друзей, и он постоянно пугал людей. Но однажды, гуляя по лесу, он приметил фиолетовую фиалку, в которую тут же влюбился. Леший ей восхищался, а она даже не смотрела в его сторону. Однажды он признался ей в любви и предложил выйти за него замуж, но фиалка тихо отвернулась. Тогда леший стал обещать все звёзды с неба, но красавица сказала, что ей ничего от него не надо. Она тайно была влюблена в красивоцветущего фиолетового Иванушку, который рос рядом. И эти две прекрасные фиалки поженились и стали жить рядом на одном стебельке. Леший расстроился и ушёл.

Вот такие удивительные и интересные истории сочинял народ про эту траву. Но цветок прославился не только необычными легендами, он также стал известен благодаря своим целебным свойствам.

Применение в народной медицине

В народной медицине для приготовления лекарственных средств применяют надземные части этой травы:

Полезные свойства

Трава иван-да-марья – ядовитое растение. Вся наземная его часть содержит гликозиды и алкалоиды, в том числе – дульцит и аукубин. Очень ядовитыми считаются семена.

Они могут вызвать довольно сильное отравление как у людей, так и у животных. Поэтому употреблять растение в качестве лечебного средства нужно осторожно. Несмотря на это свойство, растение обладает лечебным действием при многих заболеваниях:

  1. Так, его польза очевидна при болезнях желудка и ЖКТ, сердца (гипертония), а также при невралгии и эпилепсии.
  2. Особенно эффективно применять наружно при туберкулёзе кожи, диатезе, чесотке, ревматизме, разных сыпях, для промывания ран. Наружно можно применять порошок из сушёного растения, но также и сок из свежего.
  3. Настой из цветков обладает успокаивающим, седативным, противосудорожным действием. Чай из растения пьют при золотухе.

Возможная опасность

Но применять растение нужно только по инструкции, иначе можно нанести вред здоровью. Основные симптомы передозировки, отравления:

  • желудочные боли;
  • слабость и сонливость;
  • рвота и тошнота;
  • сокращение сердечного ритма.

Если человек столкнулся с необходимостью применения этого цветка, то не надо забывать о его токсичных свойствах. Особенно опасны семена. Они оказывают наркотическое действие, вызывают сонливость и раздражительность. При появлении вышеуказанных симптомов следует обратиться к доктору.

Магические свойства растения

Люди издавна наделяют траву иван-да-марья магическими свойствами. Так, если сорвать растение в день солнцестояния, то цветок поможет уйти от погони тому, кто хранит его при себе.

Также на Руси считали, что человек, который держит цветок при себе, может быстро ездить даже на больной и старой лошади. Раньше многие разведчики и гонцы носили в кармане иван-да-марью. Известно, что свежий сок цветка давали пить людям, потерявшим ум и слух, рассудок и память.

Цветки иван-да-марьи, которые были собраны на Ивана Купалу, хранились в избе. Люди верили, что цветок защищает их дом от дурных людей и злых духов, а также способствует восстановлению отношений между супругами. Для защиты от воров цветки раскладывали в углы дома.

Vortex Flowers

Цветы из ткани, фоамирана (броши, заколки). Технология изготовления цветов из ткани, фото мастер-классы, выкройки (схемы) цветов из ткани, статьи по цветоделию.

Иван-да-Марья. Легенды о растении

Если не все знают, как называется это растение, то наверняка все видели его. Оно широко распространено и легко привлекает к себе внимание контрастной окраской: ярко-желтые цветы и иссиня-фиолетовые кроющие листья. Название символизирует противопоставление Иван-Марья, мужчина — женщина. Цветы имеют цветочную трубку красно-бурого цвета. Губа цветов тоже постепенно краснеет.

Иван-да-Марья

Ботаническое название цветка melampyrum nemorosum .

Издалека можно подумать, что иван-да-марья ( марьянник дубравный ) цветет и желтыми и синими цветами. Но подойдя ближе понимаешь, что цветы у него желтые, а над ними расположены яркие синие листочки, которые прикрывают собой сами желтенькие цветы. Такой контраст делает растение очень ярким и привлекательным, приковывает к себе взгляд.

А символика растения состоит в том, что в нем как бы объединяются огонь и вода — земное и небесное.

Сочетание желтого и синего цвета олицетворяет купальские символы огня и воды, которые широко используются во время праздника. Люди верят, что цветок способен соединить людей с богами. Из-за этого считается, что союзы, заключенные на Купалу, являются нерушимыми, даже если совершились без ведома родни. Новобрачные, взявшись за руки, прыгали через костер, а затем совершали ритуальное омовение перед актом физической любви. Таков был обряд заключения сакрального брака, а символом его был цветок, в котором желтый цвет (огонь) соотносился с женихом, а синий (вода) – с невестой. Этот же смысл проводился в обряде спускания (скатывания) в воду подожженного колеса от телеги, а также сжигания в костре куклы, обряженной в синее платье.

1

Иван-да-Марья – одна из распространенных сильных трав. Считается, что эта трава позволяет организму достичь гармонии инь и янь – энергии, помогают человеку достигнуть счастья в жизни, притягивает к нему то, чего ему не хватает.

Все зло трава убирает, т.к. пробуждает резервные силы организма противостоять ему. Это растение успокаивает нервную систему, при постоянном применении отвара из травы, человек заметно преображается.

Люди верят, что собирать Иван-да-Марью нужно близ дня Ивана Купалы (это и есть время ее созревания). После сбора трава сохраняет свои свойства всего лишь один лунный месяц. Однако ученые установили, что химический состав травы не меняется дольше.

Читать еще:  Тыква красная шапочка

Нужно обязательно воспользоваться случаем попариться веником из Иван-да-Марьи вечерком 7 июля (а в Беларуси Купалле отмечают 24 июня ), чтобы приобрести красоту и благополучие.

2
3

Существует такая красивую легенда.

В солнечный погожий денек пошли в лес по грибы Иван да Марья. Но внезапно налетела гроза, засверкали молнии. Иван испугался за жизнь красавицы Марьи и заслонил ее от молний. Но, все обошлось благополучно, молодые люди вернулись домой невредимыми. А в том месте, где храбрый Иван спас девушку выросла трава с красивыми фиолетовыми листиками, которые, как храбрый молодец, защищают от невзгод золотисто-желтые цветы. С тех пор это растение получило имя Иван-да-Марья.

Оказывается Иваном-да-Марьей нарекли люди не только это растение, но и некоторые другие, в окраске которых присутствует синий и желтый цвета. Одно из таких растений — это Анютины глазки ( Фиалка трехцветная ). Об этом цветке есть тоже красивая легенда.

4

Жил в лесу некрасивый, кривоногий с копытами, взъерошенный Леший.
И жил по-своему, и горевал по-своему и радовался тоже не как все. Не боялся он быть одиноким, друзей у него не было, а про любовь и не слыхал. Но, случилось так, что Леший влюбился. Увидел он весною под кустиком желтую фиалку – Марьюшку и пропал совсем. Фиалочка цветет-красуется, на Лешего внимания не обращает. Леший старался привлечь внимание красавицы, хвастался, что все умеет и знает, но фиалка все-равно на него не смотрела. Леший сделал предложение фиалочке, замуж ее позвал, а она ему и ответила: “Ивана люблю, за него замуж пойду”. А рядом цвел счастливый фиолетовый Иван. В свое время поженились две влюбленные фиалки и зажили вместе одним цветком. Так и стал цветок двухцветным — желтым и фиолетовым. Желтенькие лепестки — Марьюшка, а фиолетовые — Иванушка. А Леший, бедняга, и по сей день по лесу ходит, горюет и жалуется всем на неразделенную любовь.

5

Иван-да-Марья прекрасный медонос.

А еще это очень умное растение. Оно уникально приспособилось к распространению своих семян. А семена распространяют муравьи. Сами семена похожи на зерна пшеницы, имеют мешочки с ароматными маслами. Муравьи очень любят эти масла и перетаскивают семена.

Это растение очень практично. На его корнях есть присоски, которые прикрепляются к корням других растений и таким образом цветок питается соком других растений. Этот цветок ядовит, но обладает лечебными свойствами: заживляет раны, лечит сердце, кожу (поэтому нужно быть очень осторожными при употреблении отваров из этой травы).

Есть еще легенды, повествующие о запретной любви.

Родные брат и сестра не ведали о своем кровном родстве и вступили в брак, за что они были обращены Богом в цветок. По другой версии – превращение в цветок произошло по согласию влюбленных, которые не смогли справиться со своей страстью и не желали расставаться.
Есть еще один вариант, где сестра хотела соблазнить брата, но он убил ее за это. Ее последней волей было посадить на могиле этот цветок.

Еще Иван-да-Марьей люди называют живучку женевскую, шалфей луговой и барвинок.

6

Вот еще одна легенда.

Жили-были брат Иван да сестра Марья в избушке на берегу озера.
Озеро тихое, а слава дурная. В этом озере водился Водяной.
Каждую ночь Водяной начинает воду будоражить, тину со дна поднимать. В эти лунные ночи выходят из воды русалки и прячутся от Водяного в деревьях. И зовут их тогда древяницами .
И наказывал брат Иван сестре Марье не выходить из избы, кабы лиха не случилось. Велел ей тихо сидеть и песен не петь, когда его дома нету. Ушел Иван в лес на охоту. Марья работу по дому выполнила и стало ей скучно. Села у окна и запела песню. Вдруг слышит тонкий голос зовет ее на улицу выйти. Выглянула Марья за дверь, и ахнула. Там русалки хороводы ведут. Вышла к русалкам Марья, надели они венок на голову Марье и признали ее своей царицей.
Вдруг из кустов выглянула страшная голова Водяного и его корявые руки потянулись к девушке.
Вернулся Иван с охоты, а Марьюшки нет дома. Везде искал он ее, но не нашел. Настала купальская неделя. Решил Иван сплести себе новые лапти и идти искать сестру.
Нашел за озером липку, ободрал, сплел лапти и пошел Марьюшку искать.
Шел, шел, видит – стоит голая липка, с которой он лыко драл. Пошел дальше искать. Но куда ни пойдет везде находит эту липку. Рассердился Иван и решил срубить ободранную им липку. Замахнулся топором, а липка говорит человеческим голосом: «Не руби меня Иван, я сестра твоя Марья. Царь водяной меня в жены взял, теперь я древяница, а с весны опять русалкой буду. Чтобы я опять стала Марьей, тебе надо найти полынь-траву и бросить ее мне в лицо». Только она это проговорила, как лапти понесли Ивана далеко в лес. Нашел он полынь-траву. И бросил Иван в липку полынь-траву, вышла из липки сестрица Марья, обняла брата, заплакала. Бросили они домик у озера, уехали жить далеко-далеко.
И живут неразлучно до сих пор и кличут их всегда вместе – Иван да Марья.

7
8

Из цветов на Ивана Купалу традиционно собирают купаленку (желтоголов), медвежьи ушки, богатенку и иван-да-марью. С последним связано стародавнее предание о купавшихся в дождевых потоках языческих Перуне-громовнике и богине Заре, звучащее громким откликом в белорусской купальской песне.
О другом ведает легенда о Купале и Костроме.
В день летнего солнцестояния Огненный бог, бог Луны и Огня, огненных жертвоприношений и домашнего очага Семарг встречает на берегу Pa-реки (Волги) богиню ночи – Купальницу. У них родятся дети – Купала и Кострома. Судьба разлучает брата и сестру, младенца Купалу уносят за тридевять земель гуси-лебеди, но им вновь суждено встретиться. Как-то, через много лет, гуляла прекрасная Кострома по берегу реки, плела венок и хвалилась, что никто и никогда венок этот не сорвет (стало быть, вовек не выйдет она замуж). Боги разгневались на девицу за самонадеянность и решили покарать ее. Резкий порыв ветра сорвал венок с головы и бросил в воду, а там его подобрал проплывавший на лодке Купала. Разлученные в младенчестве брат и сестра не узнали друг друга, а обычай повелел им жениться.
Была сыграна свадьба, а затем несчастные Кострома и Купала узнали, что они – родные брат и сестра. Решили покончить с собой – утопиться. Кострома стала русалкой или, по-русски, – Мавкой. Жестокие боги смилостивились и превратили Купалу и Кострому в цветок Купала-да-Мавка (Иван-да-Марья).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector